Жиганова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №6г. Шимановска» Амурской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Капелька» (пение)Программа "Капелька" (обучение пению) для детей старшей группы. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Направленность – художественная Нормативно - правовую основу разработки программы «Капелька» составляют: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 гг.; 3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.); 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации»; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Устав МОАУ ДО «Центр детского творчества города Шимановска». Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Содержание данной программы построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей, а также развитие музыкального слуха, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Новизна программы вокального кружка «Капелька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные на игровые технологии. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой деятельности и что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Одним из видов музыкальной деятельности является пение и в рамках образовательной программы ДОУ ведется работа по развитию певческих навыков дошкольников. Однако ограничение временного периода для обучения детей певческим навыкам не позволяет достичь возможных результатов. В связи с этим возникает необходимость разработке отдельной программы для вокально-хорового кружка. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Срок освоения: Программа «Капелька» рассчитана на 1 год. Форма обучения – очная. Уровень сложности – базовый уровень. Особенности организации образовательного процесса: Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю), академический час составляет 25-30 минут, (5-6лет – 25 мин). Группа формируется из детей в возрасте 5-6 лет. Занятия кружка проводятся во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. 1.2. Цель программы– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: Углублять знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; Обучать детей вокальным навыкам; Прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; Прививать навыки сценического поведения; Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; Развивать музыкально-эстетический вкус; Развивать музыкальные способности детей; Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 5-6 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Особенности слуха и голоса детей 5 - 6 лет На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
· игровой характер занятий и упражнений; · активная концертная деятельность детей; · доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях; · атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия); · звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски); · сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста. Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса. Занятия в вокальном кружке «Капельки» проводятся с сентября по май, 66 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 25 минут, которые проводятся 2 раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек. Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения. Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений. 2. Музыкальная подготовка.
2. Развитие музыкальной памяти.
3. Вокальная работа.
1.4. Ожидаемый результат Решение задач данной программы поможет детям овладеть опытом восприятия песен разного характера, проявится устойчивый интерес к вокальному искусству. Научатся петь естественным голосом, протяжно. Научатся правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок. Уметь контролировать слухом качество пения. Выработается певческая установка. Смогут петь без музыкального сопровождения. Личностные результаты: • овладеть понятиями музыкальной грамоты: мелодия, гармония, ритм, многоголосье, импровизация; • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно- двухголосные, произведения a’capella и с аккомпанементом Метапредметные результаты: • осознание содержания музыкального искусства как неотъемлемой части культуры человечества; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, способность осуществлять поиск музыкальных произведений, соответствующих образу и характеру исполнителя; • умение выступать перед аудиторией сверстников с музыкальным произведением. Предметными результатами освоения курса являются: представление об основных возможностях человеческого голоса, о роли музыкального искусства в жизни человека и общества; усвоение основ пения; освоение базовых понятий вокального мастерства; понимание коммуникативно-эстетических возможностей процесса пения и использование их в собственной концертной практике. 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.2. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, музыкальный инструмент – пианино, стол и стул для педагога, стулья по количеству детей, наглядные материалы и пособия, музыкально-дидактические игры, сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста, музыкальный центр, 2 микрофона, мультимедиа проектор. Информационное обеспечение Интернет-ресурсы: 1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе. http://nsportal.ru/ 2. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/ 3. Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе.» – www. pedsovet.org 4. Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/ 5. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста». http://doshkolnik.ru/ Кадровое обеспечение Жиганова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. 2.3. Формы аттестации Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний. Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля. Формы предъявления результатов: -отзывы учащихся и родителей, -отчётный концерт -участие в конкурсах и фестивалях. 2.4. Оценочные материалы Игровая методика обучения детей пению базируется на современных концепциях и теоретических трудах Б.Астафьева, К.Орфа, К. Тарасовой, О.Леонтьевой, на знании авторских методик Г.Струве, В.Емельянова, на знакомстве с опытом работы музыкальных педагогов – новаторов Т.Тютюнниковой, Т.Боровик. ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений 0 - не справляется с заданием
2.5. Методические материалы Методы обучения: Наглядно – слуховой (слушание аудиозаписей), Наглядно – зрительный (просмотр видеозаписей, презентаций), Репродуктивный (повторение за педагогом), Словесный (рассказ, беседа, художественное слово), Практический ( показ приемов исполнения педагогом, импровизация), Разбор методических и практических ошибок. 2. Характеристика современных педагогических технологий и их применение в процессе обучения пению. · Здоровьесберегающие технологии · Игровые технологии · Технология исследовательской деятельности · Технология проектной деятельности · Информационно-коммуникационные технологии · Личностно-ориентированные технологии · Технология «Портфолио дошкольника» · Технология «Портфолио педагога» · Технология «Триз» Здоровьесберегающие технологии; Основное место в занятиях по вокалу должно отводится беззвучному тренингу голосового аппарата (дыхательная, артикуляционная гимнастика и т.д.), что способствует бережному отношению к голосу ребенка, тренирует и развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет здоровье ребенка. Пение способствует эмоциональному подъему, общей радости, эмоциональной отзывчивости на музыку, вызывает интерес к образному содержанию песни, поднимает настроение. А значит, пение способствует психологическому здоровью ребенка. Не зря занятие пением называют вокалотерапией. Игровая технология; В основе приемов и методов вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста все упражнения предлагаются в виде игры. Игра – это именно то, что увлекает детей, делает незаметным путь преодоления трудностей в обучении, и позволяет в кратчайшие сроки достигнуть высоких результатов. Играя, дети познают навыки звукообразования, получая впоследствии еще большее удовольствие от пения. В моей работе с детьми по обучению пению основу вокальных упражнений занимает пение в фальцетном регистре. Я подбираю специальные игры-упражнения, которые поются детьми с большим удовольствием и при этом направлены на расширение певческого диапазона, приобретение певческой свободы, а также оберегают детский голос от форсирования и крика. Технология исследовательской деятельности; выполняя игровые вокальные упражнения, дети имитируют игру на дудочке, голоса птиц, езду на автомобиле и др. имитации-звукоподражания, развивая при этом звуковысотный слух, гибкость голоса, легкость и светлость звукообразования, воображение и представление об окружающей среде. Играя на шумовых инструментах, дети передают тембры голосов животных и птиц, развивая при этом и тембровый слух, и чувство ритма. Имитируя голоса птиц, животных, звуки движущегося транспорта дети знакомятся с окружающим миром, исследуя звуки различной высоты и тембры разной окраски. Весь этот процесс обеспечивается предметно-развивающей средой позволяющей детям рассматривать сюжетные картинки, и картинки с животными и птицами, разными звучащими предметами и т.п. Все эти условия помогают ребенку в исследовании предметов и явлений окружающего мира во всем его многообразии. Исследуя свойства предметов и явлений в звуковом аспекте, дети формируют вокальные навыки, навыки игры на детских инструментах, развивают чувство ритма, интонационный и тембровый слух одновременно развивая образное восприятие окружающего мира. Технологии проектной деятельности; Весь образовательный процесс выстраивается по определенной проектной схеме достижения планируемого результата, а дети – непосредственные участники этого процесса. Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир и себя через исследования и эксперимент. Дети обучаясь пению, непременно должны научиться определять жанр и характер вокальных и инструментальных произведений. Примером может служить определение характера «Колыбельной песенки» Г.Свиридова. Ставится задача перед детьми после проигрывания пьесы: «Сколько частей в этой песне, и какой характер каждой из них? Эта задача решается с ответов на 3 вопроса: -«Что мы знаем? » Дети: Знаем, что в пьесе три части. В первой и последней – музыка светлая, ласковая, добрая, нежная, а в средней – темная, тревожная). -«Что мы не знаем?» Музыкальный руководитель: А почему вы так определили характер музыки? Какими звуками музыка рассказывает о себе? -«Как можем узнать? » дети предлагают способы решения., например: первая часть звучит тихо, плавно, медленно, ласково, а средняя часть звучит тревожнее и громче. Третья часть звучит тихо, нежно, потом музыка совсем затихает. Здесь дети поняли, сколько частей в пьесе и смогли понять после проигрывания каждой части педагогом, что темп и динамика влияют на характер пьесы. Музыкальный руководитель помогает детям определить, в каком регистре звучит мелодия, то есть: низко или высоко, как звучат аккорды: немного странно, удивленно, волшебно (фактура). С помощью треугольника и металлофона дети украсили звучание фортепиано, и подчеркнули сказочность и волшебность музыки третьей части. Таким образом, в совместной с педагогом исследовательской и экспериментальной деятельности, дети познали какие средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, фактура) повлияли на характер музыки. Игрой на музыкальных детских инструментах они услышали новые тембры и поняли, что с помощью тембра также можно повлиять на характер музыкального произведения. Информационно – коммуникативные технологии; Мир, в котором развивается ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет). Любой раздел НОД «Музыка» оснащен компьютером и проектором для мультимедийной презентации, в которой я могу красочно и ярко предоставить вниманию детей информацию о композиторах, жанрах музыки, танцах, оркестрах и т.д. Также я играю с детьми в музыкально-дидактические игры, разработанные с помощью компьютера. Ведь преимущество компьютера в том, что он несет образный тип информации понятный дошкольникам, надолго привлекает внимание детей посредством звука, движения, мультипликации, обладает стимулом активности ребят, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Личностно-ориентированные технологии; Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. В обучении детей пению создаются прекрасные условия для личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. При обучении детей пению педагог в применении различных упражнений создает игровую ситуацию, в которой ребенок максимально проявляет собственную активность, имеет возможность полностью реализовать себя. В песенном творчестве дети проявляют себя в театрализации песни, сопровождении мелодии с помощью детских музыкальных инструментов, музыкально-ритмических движений. Педагог, применяя систему творческих заданий, дает возможность каждому ребенку раскрыть художественный образ песни по своему, дать ему возможность проявить собственное творческое воображение и фантазию. В применении личностно-ориентированной технологии формируются основы гуманно-личностных отношений в детском образовательном учреждении, где оказывается помощь в адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. С помощью музыкального руководителя осуществляется психолого-терапевтический эффект от звучания музыки в различных режимных моментах детского сада. Музыкотерапия является одним из существенных воздействий на психику ребенка, позволяющих ребенку чувствовать себя комфортно, непринужденно и радостно в стенах детского сада. Осуществляется также принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношении педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый-ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, концерты, праздники, развлечения). Технологии портфолио дошкольника; Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Основные функции портфолио: 1. Диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени). 2. Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ). 3. Рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка). Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. В разделе «Мои успехи и достижения» могут быть дипломы и грамоты участия ребенка в музыкальных конкурсах, викторинах, концертах. Все эти награды могут быть как в стенах детского сада, так и в городских мероприятиях, на конкурсах всероссийского и международного уровней. Так как разделы портфолио несут в себе функцию интеграции областей НОД, то в каждом разделе будет отображена и степень музыкального развития ребенка. Ведь каждый день ребенок в детском саду соприкасается с музыкой в режимных моментах детского сада, на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях, репетициях, на праздниках и развлечениях. Очень часто эти моменты отображаются на видео и фото - снимках, которые помещаются в портфолио ребенка. Технология «Портфолио педагога». Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отображается все самое интересное, значимое и достойное в его педагогической жизнедеятельности. Именно таким досье является портфолио педагога. Также как в портфолио ребенка название и количество разделов может варьироваться по разному. Главное, чтобы в портфолио были отображены общие сведения о педагоге, результаты его педагогической деятельности, научно-методическая деятельность, предметно-развивающая среда, работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями. Технология «Триз». Современной педагогической технологией является теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. ТРИЗ разработана на разных уровнях образования (от дошкольного до высшего). Формы занятий : занятие, занятие – игра, репетиция, экскурсия, концерт Занятия с детьми проводятся по следующей схеме. Структура занятия. 1. Вводная часть - Приветствие - Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания). 2. Основная часть. Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: · знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) · работа над вокальными и хоровыми навыками; · проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором). 2. Приемы работы над отдельным произведением: · пение песни с полузакрытым ртом; · пение песни на определенный слог; · проговаривание согласных в конце слова; · произношение слов шепотом в ритме песни; · выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; · настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); · остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; · анализ направления мелодии; · использование элементов дирижирования; · пение без сопровождения; · зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: · выразительный показ (рекомендуется аккапельно); · образные упражнения; · оценка качества исполнение песни Методическое обеспечение 1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. 2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней. 3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах. 4. Артикуляционная гимнастика. 5. Программы, сценарии концертов. 6. Сборники песен, попевок. 7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности. 8. Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями 3.Список литературы Для педагогов: 1.Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с. 2.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М., 1963. 3.Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. 4.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. 5.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. 6.Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с. 7.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. 8.Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 9.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с. 10.Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная палитра, 2005. – 48 с. 11.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11. 12.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. 13.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с. 14.Орлова Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. / С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. – 143 с. Список литературы для детей: Айдашева ГРусские обряды «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», М.2014. Петров В. Н., Гришина Г. Н. «Летние, зимние, осенние праздники, игры и забавы для детей», М., 2010 год. Г. Железнов «Азбука - потешка», М., ГНомид, 2010 год Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Минск, 2000г. Науменко Г. Н. «Фольклорный праздник», М., 2010 год Потаповская О.М.Духовно- нравственное воспитание детей и молодёжи России М.2013. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2015.
11 февраля 2024 в 01:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.